Патологии тазобедренного сустава у артистов балета

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Патологии тазобедренного сустава у артистов балета" с комментариями профессионалов и понятным языком.

Профессиональные балерины болеют чаще других женщин

Профессиональные танцовщицы балета, равно как и все женщины, которым приходится испытывать тяжёлые физические нагрузки, болеют несколько раз чаще, чем обычные люди. Традиционными проблемами этой группы людей являются болезни, вызванные неправильным питанием, остеопороз, нарушения менструального цикла, варикозное расширение вен голени и заболевания сердца. Медики считают, что опасность для балерин представляет весь список «спортивных болезней» и недавно американские медики даже провели специальное исследование.

Учёные выяснили, что источником всех проблем со здравьем у балерин является неправильное питание, не позволяющее человеку восполнить энергию, которая была потрачена на тренировках. Результатом становится нарушение менструального цикла, и молодые девушки сталкиваются с проблемами, характерными для пожилых женщин, вступивших в постклимактерический период.

Участие в исследовании принимали 22 профессиональные балерины из Milwaukee Ballet Company. Среднестатистический возраст артисток балета, ставших участниками эксперимента, составил 23 года, а вес – 51 гр. Оказалось, что у 84% девушек уже есть хотя бы одно заболевание из списка «спортивных болезней», а 14 процентов успели заработать сразу 4 болезни из этого списка.

Когда речь зашла о причинах болезней балерин, оказалось, что 36% респонденток питаются неправильно, к 74% был обнаружен недостаток калорий, у 43% в организме недостаточно было железа, у 29% наступила менопауза, у 23; был диагностирован недостаток минералов в костной ткани. Но самым серьёзным, по мнению медиков, является тот факт, что почти у 70% балерин развилась дисфункция сосудов, что чревато атеросклерозом.

Резюмируя полученные в ходе исследования результаты, руководитель исследования профессор Анна Хох сказала: «Женщины-балерины должны понимать, насколько большому риску они подвергают свои жизни. Заниматься можно чем угодно, но при этом нужно помнить, что любые потери энергии человеку нужно восполнять».

Лекция 6-8. Особенности строения скелета и биомеханика хореографических движений Особенности строения стопы у хореографов

Кости предплюсны (ossa tarsi) включают семь коротких кос­тей, расположенных в два ряда. В проксимальном (заднем) — таранная и пяточная кости, в дистальном (переднем) латерально располагается кубовидная кость, медиально — узкая ладьевидная и впереди нее три клиновидные кости: медиальная, промежуточная и латеральная.

Кости плюсны (оssa metatarsi) — это пять коротких трубча­тых костей, в каждой из которых различают основание, тело и го­ловку. I плюсневая кость наиболее короткая и толстая. II — наи­более длинная. Тела плюсневых костей выпуклые в сторону тыла стопы, форма их призматическая. Своими основаниями плюсне­вые кости сочленяются с клиновидными и кубовидной костями, а головками — с основаниями соответствующих проксимальных фаланг.

Скелет пальцев образован фалангами — короткими трубчатыми костями. Количество их соответствует фалангам пальцев кисти, однако они отличаются небольшими размерами. Фаланги. I пальца, особенно дистальная, больших размеров, чем II—V пальцев. Каждая фаланга состоит из основания, тела и головки. Отличительной особенностью дистальных фаланг является наличие бугристости. Каждая проксимальная фаланга своим основанием сочленяется с соответствующей плюсневой костью, а головкой — со средней фа­лангой. Средние фаланги сочленяются с основаниями дистальных фаланг.

Стопа состоит из 7 костей предплюсны — таранной, пяточной, трех клиновидных, ладьевидной и кубовидной; 5 плюсневых костей и 14 фаланг пальцев.

Рис. 5. Кости стопы. Вид сверху:

1— пяточная кость, 2 — блок таранной кости, 3 — таранная кость, 4 — ладьевидная кость, 5 — медиальная клиновидная кость, 6 — промежуточная клиновидная кость, 7 — 1-я плюсневая кость, 8 — проксимальная фаланга, 9 — дистальная (ногтевая) фаланга, 10 — средняя фаланга, 11 — бугристость V плюсневой кости, 12 — кубовидная кость, 13 — латеральная клиновидная кость, 14 — бугор пяточной кости

Кости медиального края предплюсны лежат выше, чем кости латерального края, благодаря этому формируются своды стопы.

У хореографов отмечается распластанность переднего отдела стопы – поперечное плоскостопие: расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы. Наружная деформация большого пальца.

Для предупреждения поперечного плоскостопия и дальнейшего отклонения большого пальца необходимо каждодневно носить прокладку из поролона между первым и вторым пальцами, размером 3 см, после чего рекомендуется одевать стяжку-манжетку из корсетной резины шириной 8 см, размером от 19 до 23 см., что соответствует окружности стопы. Заказать манжетку любых размеров можно на протезном предприятии, стяжки необходимы для постоянной носки в обуви (кроме ночи и времени танцев).

Поперечное плоскостопие отмечается у 82,1 % исполнителей классического танца.

Нередко отмечается «рабочая гипертрофия» компактного вещества 2 и 3 плюсневых костей как результат реакции костей на не физиологичную, профессиональную нагрузку. Основная нагрузка при исполнении танцев ложится на 1, 2 и 3 плюсневые кости, компактное вещество при этом достигает 14-15 мм, уменьшается костномозговая полость. 2 и 3 плюсневые кости приобретают веретеновидную форму. Это явление обратимо при снижении нагрузки.

Стопа – наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и сверхкомплектные кости. Такие как межплюсневая, наружная большеберцовая, малоберцовая добавочная, надладьевидная, надтаранная, треугольная и вторая пяточная.

Под головкой первой плюсневой кости имеются две добавочные сесамовидные кости, у артистов балета – 3-4 (многодольчатость), которые иногда принимают за переломы. От постоянных чрезмерных нагрузок могут возникнуть перестроечные процессы костей, которые ошибочно принимают за травматические переломы. Это патологические переломы на почве перестроечных процессов – результат нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов.

У артистов балета очень рано появляются признаки старения опорно-двигательного аппарата, такие как остеопороз – ослабление костной структуры внутренних отделов голени и костей плюсны и склероз – уплотнение субхондриальных подхрящевых отделов костей; интенсивное развитие коллагеновых волокон в следствие ранней кальцефикации суставных хрящей и мест прикрепления сухожилий с образованием остеофитов, костных шипов и шпор.

Голеностопный сустав. Это блоковидный тип сустава, который выполняет функцию сгибания и разгибания. Состоит из таранной, малоберцовой, большеберцовой костей, соединенных связками.

Читайте так же:  Перелом бугра плечевого сустава

При полном подошвенном сгибании стопы. Что наблюдается у артистов балета при исполнении танца на пуантах, почти половина выпуклости таранной кости (передняя часть) не соприкасается с большеберцовой костью. Эта часть уходит кпереди и выдается на тыльной поверхности стопы благодаря тому, что таранная кость описывает вокруг горизонтальной оси сустава дугу в 78 град. При этом положении суставные поверхности большеберцовой и пяточной кости образуют почти прямой угол, выполненный таранной костью.

Ось нагрузки во время танца на пуантах проходит через большеберцовую, таранную, ладьевидную и три клиновидные кости. Пяточная кость при этом положении выключается из нагрузки. Вследствие нефизиологического положения стопы при танцах с раннего возраста форма костей, составляющих голеностопный сустав, изменяется. Вертикальный размер лодыжек уменьшен. А поперечник увеличен; суставная площадка увеличена по ширине и радиусу скольжения.

Выполнение элемента глубокое плие приводит к оссифакациа переднего края большеберцовой кости в результате хронических перегрузок и микротравм мест прикрепления связок к лодыжкам и надрывов связок и капсулы.

Профессиональные изменения в голеностопном суставе нередко ведут к ошибкам при диагнозе. Оссификаты у верхних лодыжек принимают за переломы и назначают длительную фиксацию голеностопного сустава. В результате этого необоснованно затягивается процесс лечения.

[3]

Длительные занятия танцами нередко вызывают усталость и боли в суставах стопы. Для улучшения кровообращения и снятия болей и усталости необходимо делать ножные ванны при температуре до 36 градусов с использованием настоя ромашки, добавлением хвойного экстракта 15-25 мм. Очень эффективен самомассаж и применение питательных кремов с содержанием лекарственных растений.

Голень. Мышцы голени у артистов балета развиты сравнительно сильнее, что также связано с повышенной физической нагрузкой. Соответственно и компактное вещество большой берцовой кости достигает толщины 2 см и резко сужена костно-мозговая полость как результат рабочей гипертрофии.

Усиленная физическая перегрузка вызывает периостаз – возникновение зоны патологической перестройки кости и появление болей по поверхности большеберцовой кости. Особенно при выполнении многочисленных прыжковых партий.

Коленный сустав. Изменения в коленном суставе связаны с увеличением межмыщелковых бугорков большеберцовой кости и уплощением мыщелков бедренной кости, что является благоприятным приспособлением организма к повышенной физической нагрузке. В результате большого количества движений за небольшой промежуток времени у артистов балета может возникнуть гипертрофия жировых тел, ущемление и хроническая травматизация большеберцовой кости.

Не следует забывать слов известного отечественного хореографа А.Я. Вагановой: «Во время танца мышцы бедра должны находиться в состоянии напряжения, быть собраны. При «распускании» мышц происходят различные травмы вследствие неустойчивости коленного сустава»

Основными связками коленного сустава являются коллатеральные и крестообразные, они удерживают суставные концы во взаимном расположении. У балерин при сгибании голени связки расслабляются, и голень получает возможность совершать вращательные движения, а мениски способствуют этим движениям, увеличивая выгнутость и создавая лучшее скольжение.

Бедро. У артистов балета бедро принимает активное участие в движении. Благодаря большому количеству сильных мышц, бедренная кость у хореографов отличается большой массивностью и увеличением компактного вещества на 1,5 — 2 см. При этом отмечается гипертрофия бугорков в связи с большой тягой мышц во время профессиональной нагрузки, увеличение большого и малого вертела, к которым прикрепляются мышцы бедра и таза.

Мышцы бедра при их направленном обеспечении вертикальной устойчивости тела и создают у артистов балета апломб (например, при стоянии на одной ноге во время исполнения элемента — арабеск). Мышцы должны быть эластичны, легко растяжимы. Быстро реагировать на изменение позы, поэтому необходим ежедневный экзерсис – тренировка на репетиции, разогревание. Известно, что после 30 лет возникает крипатура уплотнение мышц в результате чрезмерного напряжения, появление крипатуры можно избежать или предотвратить, а также вылечить благодаря принятию финской бани.

Таз и тазобедренный сустав. От положения таза у артистов балета зависят изгибы позвоночного столба. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза кзади делает спину плоской. Тазобедренный сустав имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Например, во время исполнения элемента арабеск бедро поднимается на угол 90 градусов и выше. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Выворотность — основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет.

Верхние конечности. У танцоров окружность плеча и предплечья значительно больше, чем у других людей, гипертрофия мышц верхних конечностей. Важно предупредить патологические процессы, вовремя выявить перегрузки. Травмы верхних конечностей бывают крайне редко.

Позвоночный столб. Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба — устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями.

Нередко возникает боковой сколиоз как приспособительный компенсаторный механизм, деформация позвоночного столба в ответ на большие асимметричные нагрузки. Значительно сильнее развиты мышцы спины и усилена кривизна поясничного лордоза. Рано появляется остеохондроз и снижение роста вследствие повышенных профессиональных нагрузок на опорно-двигательный аппарат.

Грудная клетка. С целью обеспечения выполнения всех профессиональных нагрузок и эффективного процесса дыхания необходимо развивать грудные мышцы, укреплять межреберные наружные и внутренние мышцы, выполняющие функцию вдоха и выдоха, рекомендуются дыхательные и гимнастические упражнения.

Патологии тазобедренного сустава у артистов балета

Позвоночный столб представляет собой основную ось тела и состоит из 32-34 позвонков. В шейном отделе-7 позвонков, грудном-12, поясничном-5, крестцовом 4-5 и копчике 4-5 позвонков. Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки – суставные, поперечные и остистые.

Позвоночный столб образует четыре кривизны – шейную с выпуклостью вперёд( шейный лордоз) , грудную с выпуклостью кзади (грудной кифоз), поясничную с выпуклостью кпереди (поясничный лордоз) и крестцово-копчиковую с выпуклость кзади на уровне 4го крестцового позвонка.

Большое значение для функции позвоночного столба имеет химический состав межпозвоночного дисках. С возрастом содержание воды в нём уменьшается и вследствие этого снижаются его эластические свойства, развиваются дегенеративные изменения, уменьшается рост человека.

Читайте так же:  Массаж при дисплазии тазобедренных суставов

Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию устойчивости (апломба) артиста балета в большом разнообразии поз и движений. Эта подвижность развивается у будущих артистов балета ещё в залах хореографического училища. Следует отметить, что движение позвоночного столба у артистов балета тесно связаны с положениями и движениями верхних и нижних конечностей, таза, головы. Благодаря взаимодействию всех частей тела создаётся красота и выразительность поз во время танца.

Профессия артиста балета накладывает свой отпечаток на строение позвоночного столба и у танцовщиков. В следствие поддержек партнёрш во время танца мышцы туловища у них распределяются так, чтобы с минимальным напряжением производить тяжёлую физическую работу – поднимать балерину. У танцовщиков от кривизны поясничного лордоза. У них рано появляются признаки дегенеративных изменений межпозвоночных дисков, т. е. рано развивается остеохондроз и деформирующий спондилез и снижение роста.

Повреждения и заболевания позвоночного столба

Прямой механизм травмы, при котором возможно повреждение позвоночного столба – это удар по спине или спиной о твёрдый предмет. В этом случае возможны переломы отдельных элементов позвонков.

Балет, как и спорт, оказывает самое благоприятное воздействие на развитие организма человека. Однако большие физические нагрузки, современный танец могут явиться причиной как повреждений, так и заболеваний позвоночного столба. В силу особенностей строения позвоночного столба повреждения и заболевания его наиболее часты в области поясничного отдела, как костной основы, так и связочного аппарата и межпозвоночных дисков.

Перелом тел позвонков. Непрямая травма в этом случае является наиболее частой причиной возникновения компрессионных переломов тел позвонков.

Повреждение связочного аппарата включают травмы надостистых, межостистых и жёлтых связок, которые имеют большое значение в стабилизации позвоночного столба. Связочный аппарат травмируется чаще в момент резкой остановки движения и удержания партнёрши над головой, когда поясничный отдел находится в состоянии экстензии, а в некоторых случаях и гиперэкстензии.

Перелом отростковых позвонков. Переломы поперечных отростков у артистов балета встречаются редко, но приносят много неприятностей в отношении профессиональной деятельности. Возникают эти переломы в результате резкого сокращения мышц спины и локализуются чаще в области поясничного отдела позвоночного столба.

Перелом дуги позвоночника может возникнуть при исполнении танца – модерн в результате резкого переразгибания позвоночного столба. Могут быть переломы со смещением и без смещения или костных фрагментов…

Заболевания позвоночного столба

Позвоночный столб окружён большим количеством мышц, большинство из которых прикрепляются сухожильными продолжениями к различным его отделам. При перегрузках этих отделов у артистов балета возникают боли в позвоночном столбе, мышцах спины и поясницы, которые уплотнены и напряженны; возникает скованность в движениях.

Врождённые аномалии развития позвоночного столба. Наиболее часто встречаются люмбализация 1го крестцового позвонка, сакрализация 5го поясничного позвонка, спондилолиз, незаращение душек позвонков, т. е. проявление диспластичного синдрома развития.

Сакрализация 5го поясничного позвонка заключается в сращении 5го поясничного позвонка с 1м крестцовым!

Люмбализация- это аномалия развития нижнепоясничного отдела позвоночного столба, когда 1й крестцовый позвонок отделён частично или полностью от крестца и является последним добавочным (6м) поясничным позвонком.

Спондилолиз- это нарушение процесса слияния ядер окостенения, которое заключается в разъединении межсуставного отдела дуги позвонков.

Остеохондроз и деформирующий спондилез. Дистрофичное заболевание позвоночного столба, ведущее к нарушению функции и структуре тел позвонков и межпозвоночных дисков.

Шейный остеохондроз чаще встречается у балерин, а пояснично – крестцовый остеохондроз преимущественно у танцовщиков, у которых основная нагрузка приходится на эти отделы позвоночного столба.

Остеохондроз пояснично-крестцового отдела у артистов балета часто поражает диски 4 и 5 поясничных и 1 крестцовых позвонков. Частота поражения этих дисков обусловлена профессиональным гиперлордозом поясничного отдела, явлениями дисплазии этого и тем, что здесь находится центр тяжести человеческого тела.

Теги: Особенности строения и заболеваний позвоночника у артистов балета Другое Литература

Балетная травма

Балет – это феерия, праздник, чудо. Его можно любить или не любить, но мастерство танцоров поражает всегда и всех. То, что они делают в танце, кажется неправдоподобным, чем-то за гранью человеческих возможностей. Как может человек так высоко взлетать, так быстро вращаться, так владеть своим телом? Как они это делают?!

На самом деле, балетные танцоры – люди не совсем обычные. Вернее, совсем необычные. Танцорами становятся в раннем детстве или уже никогда. Балет для них – это вся жизнь. А в жизни кроме праздников есть еще будни, работа. Более трудолюбивых людей, чем артисты балета, трудно найти. Каждый день с самого детства по несколько часов в день интенсивных занятий приводят к тому, что у балетных танцоров формируются специфические изменения скелета. Этим изменениям подвергаются позвоночник, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы, суставы и связки стопы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Любые физические нагрузки неизменно связаны с риском травмы. Вряд ли кому-то из танцоров удалось их избежать. Травмы случаются чаще всего, когда приходится выполнять сложные элементы без достаточной разминки и разогрева суставов. Так, при резком разгибании в поясничном отделе повреждается передняя связка позвоночника, при неразогретом коленном суставе сильный разворот стопы приводит к разрыву связок и даже переломам.

Голеностопный сустав и стопа – еще более травмоопасные части тела у танцоров. Они несут нагрузки, абсолютно неадекватные, не предусмотренные для них природой. При работе в пуантах на плюсневые кости и первый палец стопы приходится вес всего тела, да еще и многократно усиленный прыжками. Тогда как плюсневые кости человека вообще не испытывают в норме осевой нагрузки. Поэтому случаются переломы плюсневых костей, разрывы связок стопы и голеностопного сустава.

Травма для танцора – это несчастный случай, большая неприятность, которая надолго отрывает от любимого дела, а может и совсем вывести из строя. Но еще более актуальна в балете травма хроническая. Термин «хроническая травма» введен в обиход специалистами ЦИТО, только применительно к спортивной и балетной травме. Постоянные неадекватные нагрузки на суставы, связки и позвоночник приводят к серьезным заболеваниям.

Читайте так же:  Болят суставы причины

Почти у всех танцоров развивается статическое плоскостопие, артрозы тазобедренных суставов, нестабильность поясничных позвонков и грыжи межпозвоночных дисков. Успех лечения этих заболеваний зависит от того, в какой стадии оно начато. Еще эффективнее ранняя профилактика заболеваний, вызванных хронической травмой.

В клинике Проксимед проводятся все виды обследования и лечение заболеваний позвоночника и суставов. После тщательной диагностики специалисты клиники определят, какие процедуры необходимы для восстановления функции сустава. В арсенале врачей – все виды медикаментозного лечения, внутривенная лазеротерапия, физиотерапия, грязелечение, массажи, биопунктура, остеопатия, лечение с помощью ортопедических изделий. В клинике разработан ряд уникальных методик, таких как пальпаторная диагностика по акупунктурным точкам и избирательная релаксация мышц позвоночника. Методы лечения, применяемые в клинике, позволяют максимально быстро и полно восстанавливать танцоров после травм и эффективно лечить их профессиональные заболевания.

Авторизация

Последние комментарии

Я искала ТАЗОБЕДРЕННЫЙ СУСТАВ У БАЛЕРИН. НАШЛА! Балерины исполняют такое красивое движение как арабеск, когда бедро отводится до 90° и значительно выше. Тазобедренный сустав у артистов балета отличается многообразием движений.
Особенности тазового пояса и тазобедренного сустава у танцоров и артистов балета.Для правильной постановки корпуса артиста. Балерины исполняют такое красивое движение как арабеск, когда бедро отводится до 90° и значительно выше.
Говорит «бросайте балет» а то хуже будет(ну как и все врачи). никакого направления на физиотерапию не послал,и на массаж тоже. у меня похожая проблема, ходила к врачу, обнаружили недостаточное количество смазки в тазобедренном суставе.
В нормальном положении движения ноги весьма ограничены строением тазобедренного сустава.». Неужели ты думаешь, что каждая балерина обладает идеальной выворотностью (и «верхней», и «нижней»)?

Понятно, что такой тазобедренный сустав не является нормой. Но выворотная биомеханика движений для такого сустава находится в пределах физиологии. Поэтому формально, век балерины дольше.
Но исследования тазобедренного сустава показали, что патологии в суставе нет. Это заболевание наблюдается только у балерин в момент, когда они всеми способами стараются снизить массу тела и похудеть.
Достигая пределов супинирования бедра, танцовщица закрепляет трехосный тазобедренный сустав. Тазобедренный сустав у балерин- ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШЕ НЕТ!

Нога остается в полной неподвижности по отношению к корпусу.
Выворотность – это способность тазобедренных суставов «раскрываться» таким образом, что бедро разворачивается в линию параллельную плечам.

Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый. У балерин есть такое понятие – «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы.

Выворотность – это способность тазобедренных суставов «раскрываться» таким образом, что бедро разворачивается в линию параллельную плечам. Зачем это надо?

Авторизация

Последние комментарии

У парашютиста или продавщицы это суставы ног, у балерины — суставы пальцев стопы, у тяжелоатлета — межпозвонковые диски, у строителя — плечо и локоть. Если артрит не лечить, он приводит к другому заболеванию суставов — артрозу.

Однако подвижность суставов и соединяемых ими костей ухудшается, суставы увеличиваются в размерах, появляется. Профессиональные болезни балерин – это, прежде всего, болезни костей и суставов, а также связочного аппарата.
Например, артроз коленного сустава у шахтеров, футболистов, артроз голеностопного сустава у балерин. Предварительно нужно прогреть суставы теплым компрессом из морской соли, затем втереть масло в сустав, сверху.
Деформация стоп балерин – профессиональное заболевание. Балетом с давних пор восхищаются множество людей по всему миру. Приём профессора по эндопротезированию суставов — 5000 руб.
Помимо вышеперечисленных факторов риска развития артрозов, в поражении суставов стоп играют большую роль также профессиональные факторы риска (часто развивается у балерин, танцоров, спортсменов), переохлаждение стоп.
Чем лечить больные суставы. На вопросы читателей отвечает ведущий ревматолог, доктор медицинских наук, профессор Виктор Шишкин. Болезнь грузчиков и балерин. Анастасия Владимировна
.подолгу работать с пишущей машинкой или с клавиатурой компьютера; артроз голеностопных суставов — у балерин, и т.д. Отчего бывает?

На сегодня считается, что остеоартроз неизлечим, но это не повод для пашдки.
Я — бывшая балерина, сейчас на пенсии. А у нас, у танцовщиц, профессиональная проблема — деформирующий артроз ступней и пальцев ног. Эта кашица лечит больные суставы, восстанавливает связочный аппарат суставов. Как балерины лечат свои суставы— 100 ПРОЦЕНТОВ!

Строение сустава. Начнем с основ. Коленный сустав это механизм, причем умный и отлаженный. Он состоит из концов двух костей. Если колени уже болят — у вас проблема. И сама она, как бы не хотелось не решится. Лечим и восстанавливаем.
Почему же начинают болеть суставы, и как лечить это состояние?

У парашютиста или продавщицы — это суставы ног, у балерины — суставы пальцев стопы, у тяжелоатлета — межпозвонковые диски, у строителя — плечо и локоть.
Вывих колена:
как лечить и как определить вывих колена. Ушиб мениска коленного сустава. Симптомы. Лечение. Растяжение паховой мышцы:
лечение, симптомы.
— Есть ли хвори, которые балет лечит?

— Детский сколиоз исправляет. Почему у балерин длинная шея?

Александр Гаспаров: «Танцорами должны заниматься специалисты»

Впервые придя на работу в балет в 1989 году, он с ужасом разглядывал разбитые и деформированные от нагрузок стопы балерин, так изящно смотрящиеся со сцены в пуантах. Ему часто приходилось думать о том, что здоровье этой категории людей отдано на откуп им самим. Об этом наше интервью со специалистом восстановительной медицины, имеющим огромный опыт в таком редком направлении посттравматической реабилитации, как балетный массаж, — Александром Джемаловичем Гаспаровым.

— Александр, вы как-то сказали, что артисты балета заботятся о своем здоровье сами? Как это происходит и что делать?

— Много раз замечал артистов с различными мазями, таблетками или ампулами, привезенными из зарубежных поездок. Дело в том, что, не находя решения проблем, они прибегают к самолечению, опираясь на чей-то положительный опыт. Но любое облегчение является временным, если не заниматься проблемой комплексно.

Читайте так же:  Суставная гимнастика при коксартрозе тазобедренного сустава

В спорте, начиная с детского возраста, функционирует реальная система диспансеризации, контроля здоровья и выявления различных суставных и мышечных проблем, и их дальнейшее лечение. В балете же артист, как правило, занимается своим здоровьем и лечением сам. Как исключение, в штате некоторых крупных театров и балетных трупп имеется массажист, но специализированный врачебный контроль полностью отсутствует, не считая, например, поликлиники при Большом театре, либо балетными занимаются врачи общего профиля в прикрепленных медицинских учреждениях.

При этом я был шокирован, узнав, что сегодня в Московской государственной академии хореографии, где живут и учатся дети из России и других стран, также не развита медицинская служба контроля за состоянием здоровья студентов. У многих студентов в стенах академии уже начинают формироваться посттравматические заболевания опорно-двигательного аппарата, вызванные интенсивными занятиями и отсутствием реабилитации.

— Можно ли изменить ситуацию?

— Прежде всего, необходимо серьезно подойти к контролю здоровья учащихся хореографических училищ и академий. В штате должны появиться профессионалы, плотно знающие специфику балетных травм. В спорте, особенно в командах, у спортсменов есть прекрасная возможность сделать тренировочный, предварительный или восстановительный массажи и находиться под постоянным контролем спортивного врача. Балетные же должны ходить в районную поликлинику, стоять в очередях и получать штатные услуги, а это в корне неверно, так как ими должны заниматься спортивные врачи и массажисты.

— Где же тогда научиться балетному массажу?

— Считаю, что балетному массажу можно научиться у специалистов в этой области, имеющих большой опыт и положительные результаты. У нас много различных курсов для медработников, есть курсы из серии «Научись и делай массаж, кому хочешь». Но там учат классике, спортивному массажу и различным видам спа-процедур. Повторюсь, что не знаю ни одного центра, где преподавали бы балетный массаж. Хотя, думаю, что специалисты нашлись бы. В Российском университете физкультуры и спорта, где я учился, есть прекрасная кафедра спортивного массажа с отличными преподавателями. Но это чисто спортивный массаж, хотя наиболее близкий к балетному.


— Чем балетный массаж отличается от классического лечебного или спортивного?

— Так называемый балетный массаж отличается, прежде всего, очень кропотливой проработкой мышц, связок и околосуставных тканей. Чаще всего массажист получает травмированное тело. В идеале массаж необходим артисту профилактически не менее 2-3 раз в неделю, но эта практика не распространена, так как массажисты в театрах не перерабатывают. Обычно внимание уделяют солистам. А он необходим всем танцорам даже в качестве профилактики.

Элементы классического массажа в балете используются реже спортивного, так как тела артистов балета достаточно подготовлены для нагрузок и требуют глубокой проработки. Массаж проводится с использованием специальных кремов, иногда приходится работать в перчатках, чтоб давать отдохнуть рукам от разогревающих мазей. У подавляющего большинства девушек, пришедших в театр после училища, и проработавших несколько лет, происходит деформация плюсневых костей и гиперактивность в голеностопном суставе, что впоследствии дает гипотонию связочного аппарата и воспаление сухожилий. Больничные листы не приветствуются, репетиции, выступления продолжаются даже при наличии сильной боли. Специальный массаж и тейпирование в данном случае являются сдерживающими и стабилизирующими методами лечения.

К сожалению, многие выбирают сразу радикальные методы лечения: внутрисуставные инъекции и лечение стволовыми клетками. Но даже физиотерапевтические процедуры через несколько курсов приводят к привыканию с временным обезболивающим эффектом. Хорошо, когда есть возможность выбирать себе специалиста соответственно доходу, но не всем это доступно.

— Каковы последствия при отсутствии реабилитации у травмированных артистов балета?

— Самыми распространенными балетными травмами являются периоститы, тендовагинит ахиллова сухожилия, растяжения и нестабильность голеностопного сустава. Для восстановления при этих заболеваниях необходим комплексный подход, включающий в себя массаж, восстановительные банные процедуры, физиотерапию, иногда медикаментозное лечение.

В балете артиста могут поставить на роль за пару дней до спектакля, не говоря уже о гастрольном графике с большими перегрузками, и никто не поинтересуется, в каком состоянии его здоровье. Давно уже отслежена связь между эмоционально-психологическим состоянием и мышечным тонусом. Все это приводит к травмам и хроническим воспалениям. Нужно отметить, что артисты балета самые терпеливые, благодарные и понимающие пациенты. Когда им уделяешь время, помогаешь снять боль, спрашиваешь о самочувствии, то видишь отклик и благодарность за участие в их здоровье и работе. Но я всегда говорил, что для работы в балетном массаже нужно испытывать большую любовь, сострадание к артистам балета и иметь огромное желание им помочь.

Балетная жизнь коротка, интерес к восходящим звездам поддерживается их частыми выступлениями на сцене. Но, когда артист балета является разменной монетой для успешных гастролей и его готовы заменить на другого в случае травмы, а потом и вовсе о нем забыть, напрашивается вопрос: «А что, нельзя было снизить вовремя нагрузку, предоставить квалифицированную помощь, помочь в прохождении реабилитации и человек продолжал бы приносить пользу и радовать зрителей». Но, видимо, рентабельнее не вкладывать деньги в медицину, не держать в штате медперсонал, а думать о сиюминутной прибыли, благо, что училище выпускает новых артистов.

— Александр, спасибо, вы с нами поделились мало освещенной и очень редкой темой, в актуальности которой нет сомнений. Ведь именно профессиональным подходом в реабилитации артистов балета им можно продлить карьеру и сохранить здоровье?

— Да, действительно, тема мало освещается, так как артист — существо подневольное и ранимое. Часто, чтобы не вызывать недовольство администрации, артисты продолжают работать, несмотря на травмы и боль, потому что их слава, заработок сильно зависит от количества выступлений.

— Вы наверняка много знали артистов балета перспективных, но ушедших по причине травм? Им ведь можно было помочь?

— Да, я знал немало талантливых танцоров, ушедших со сцены из-за проявления безразличия к их здоровью. Жаль, что теперь многие из них работают и преподают не в России. Хотя все мы гордимся нашими балетными традициями, нашими великими балеринами, но, когда дело доходит до их здоровья, получается, что своевременную помощь получить не всегда удается.

Читайте так же:  Деформация голеностопного сустава причины патогенез

Хорошо, когда вышедшие на пенсию по здоровью или по возрасту танцоры находят себя в педагогике, но чаще из-за утраченного здоровья мы видим этих людей в совершенно чуждых им специальностях. И если этой молодежью никто в театрах не займется, как занимаются ведущими солистами, то великий Русский балет скоро перекочует на Запад, где в театрах существуют прекрасные условия для работы и восстановления.

— И как бы вы изменили сложившуюся ситуацию со здоровьем среди артистов балета?

— Я бы создал профильные, хорошо оснащенные профессиональные медсанчасти с квалифицированными работниками на базе театров или балетных трупп.

«Зоны риска» в здоровье танцора

Будущие и действующие танцоры, аккуратней! Главными «местами риска» для вас являются спина и колени. Неверное движение — и если не сейчас, то лет в 50 оно напомнит о себе ортопедическими матрасами, поясами из овечьей шерсти и умением предсказывать погоду по собственным суставам. Это меньшее, чем может обернуться травма на танцполе.

Вот хит-парад популярных среди танцоров травм. Здесь не только колени и спина, но эти части тела особенно уязвимы и наиболее опасны в плане последствий. Это неудивительно: коленный сустав считается самым сложным и крупным в организме человека, на него приходится огромная часть нагрузок. А всю важность и сложность спины (точнее, позвоночника) вы понимаете сами. Чтобы не пугать сильно, скажем, что всего этого можно избежать. Лучшие способы профилактики ждут вас ниже. А пока что травмы:

[2]

Травма коленного мениска. Потеря контроля за ногами во время танца, неправильно выполненное движение, неудачное приземление может порвать хрящик, выполняющий роль амортизатора колена (по-другому, мениск). Это самая популярная болезнь танцора.

Напряжение шеи. Легко звучит, но его предпосылки – повреждение сухожилий. Если в выбранной вами разновидности танцев есть много движений головой, то стоит заранее подумать о профилактике, и побольше разминать шею перед тренировкой;

Тендинит вращательной манжеты плеча. Это воспаление или дистрофия ткани сухожилия. Возникает у людей, которым много приходится двигать руками над головой.

Растяжение внизу спины и мышечные спазмы. Основная причина этих недугов – неправильная техника. Внимательней относитесь к словам тренера.

Синдром илиотибиального тракта или «колено бегуна». Воспаление и размягчение коленного хряща. Возникает у людей, которые много занимаются бегом или имеют большие нагрузки на колени (конечно, это танцоры).

Надколенно-бедренный болевой синдром. Возникает, опять же, из-за больших нагрузок на коленную чашечку. Боли в коленях свойственны не только спортсменам, но и просто активным людям.

Тендинит задней большеберцовой мышцы. Это растяжение внутренней мышцы голени. Болит, правда, пятка и стопа. Частенько такой тендинит приводит к развитию плоскостопия.

Тендинит ахиллова сухожилия. Ахиллово сухожилие соединяет пятку и мышцу икры. А болезнь зависит от пола и нагрузок на икроножную мышцу. Здесь поможет правильная обувь.

Боковые растяжения связок лодыжек. Предпосылки – неправильные движения. Еще одна болезнь, с которой может справиться фиксирующая обувь и эластичные повязки.

Чтобы в 50 лет не стать ворчливым прогнозом погоды, запаситесь терпением на тренировках и никогда не пренебрегайте этими вещами:

Разминка

Святая святых каждого спортсмена. Даже если вам кажется, что вы сегодня отходили по городу десяток километров и прекрасно размялись вне спортзала – это не так. Ваша шея могла и не заметить этих десяти километров. И она очень удивится, если вы без разминки начнете упражняться в танцах. Растяжение мышц и связок – непременный спутник тех горе-танцоров, которые забывают о разминке.

Профессиональный тренер

Первые танцклассы всегда посвящены правильной постановке корпуса и технике безопасности. И это – самая главная подстраховка от многих травм. Если тренер не сможет правильно и убедительно объяснить все технические тонкости, то это обернется большими проблемами. Всегда изучайте рекомендации и прошлый опыт преподавателей и не идите на поводу исключительно у рекламы.

Избегание дерганных и резких движений

Даже у профессиональных танцоров кажущиеся резкими движения отточены и выполнены в строгом соответствии с техникой безопасности. В начале тренировок не стоит ими увлекаться. Лучше во всем слушать тренера.

Спортивная форма и обувь

Подбирайте одежду и обувь в зависимости от рода деятельности. В какой-то момент простые кеды перестанут справляться с нагрузками на ноги и потребуются фиксирующие повязки и профессиональная обувь. А неправильно выбранная одежда просто может мешать выполнять движения и привести к неосторожным движениям.

Посещения врача

Никакая профилактика не заменит добротного осмотра у врача. Скольких старческих болезней можно избежать, если регулярно ходить на приемы в молодости! Это касается не только танцоров.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И напоследок совет, уже набивший оскомину: держите ноги в тепле, а голову в холоде. Чтобы не бросаться в погоню за минутными достижениями и беречь себя.

Источники


  1. Петросян, О. А. Массаж при остеохондрозе / О. А. Петросян. — М. : Вече, 2003. — 176 c.

  2. Урогенитальный реактивный артрит. — М. : Бином, 2014. — 128 c.

  3. Регистр лекарственных средств России РЛС Доктор. Выпуск 11. Ревматология. — М. : РЛС-2009, 2015. — 512 c.
  4. Ветрилэ, С. Т. Краниовертебральная патология / С. Т. Ветрилэ, С. В. Колесов. — М. : Медицина, 2016. — 320 c.
  5. Трухан, Д. И. Клиника, диагностика и лечение основных ревматических болезней. Учебное пособие / Д. И. Трухан, С. Н. Филимонов, И. А. Викторова. — М. : СпецЛит, 2014. — 160 c.
Патологии тазобедренного сустава у артистов балета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here